«ПОЛНА РОССИЯ РОДНИКАМИ…» (К юбилею Л.С. Ашеко)

                                          Первого марта – день рождения брянской писательницы Людмилы Станиславовны Ашеко – поэта, прозаика, драматурга, члена Союза писателей России. Дата юбилейная.

Это всегда хороший повод к тому, чтобы  сказать добрые слова в адрес юбиляра.

 Многие знают Л. С. Ашеко как участницу литературных событий не только на Брянщине, но и далеко за её пределами. Она авторитетный член жюри различных творческих конкурсов. Её стихи звучат со сцены, на её тексты  написаны песни и романсы. Людмила Станиславовна побывала во многих уголках Брянщины с литературной миссией, и всегда встречи с нею запоминаются надолго. Слушая Людмилу Станиславовну, думаешь о том, что писательство – это великая радость, но это и огромный труд. Только работа над словом, желание совершенствовать своё мастерство, способность совершать постоянную работу души ведут к признанию. У Людмилы Станиславовны многочисленная читательская аудитория. Её литературная страничка в интернете пестрит восторженными откликами.

Творческий успех имеет множество предпосылок, но главная из них, безусловно, – качество написанного. Людмила Ашеко подарила читателям двенадцать книг поэзии и прозы. Это много или мало? Количество написанного – относительный критерий оценки мастерства, качество – величина переменная. Это хорошо знают писатели. Однако есть бесспорные особенности таланта Л. С. Ашеко, которые отмечают и читатели, и критики на протяжении многих лет её служения литературе, свидетельствующие о высоком профессионализме в творчестве, о гуманистической наполненности её сочинений. Добиться единства формы и такого содержания – это, как говорится, дорогого стоит. Вспомним некоторые книги Л. С. Ашеко, которые имели при своём появлении бесспорный успех, умножили число поклонников её таланта и достойно представляют брянскую литературу в контексте общероссийской.

Поэтические сборники Людмилы Станиславовны «Так и живу» (2001), «Под вечным небом» (2003), «Дыхание жизни» (2008) утвердили высокий статус автора как мастера в литературе. Здесь можно отмечать многотемность, многожанровость лирики; свободное владение словом,  художественными ресурсами языка; убедительность образов; точность и ясность мысли; нерасторжимый сплав мыслечувствования; владение художественными стилями и т.д. Однако для вдумчивых читателей привлекательным было и всегда остаётся то, о чём пишет автор; для них содержательная сторона произведения всегда важнейшая в суждениях о литературе.

Огромный жизненный опыт вместили эти книги. Помню, как при обсуждении сборника «Под вечным небом» на семинаре молодых поэтов читательница школьного возраста  немножко наивно сказала: «Я буду хранить  эту книгу как энциклопедию жизни». Часто ли мы, писатели, слышим такие признания? «Энциклопедия жизни» – какое точное определение, если его понимать как опыт, ставший мудростью. Опыт складывается из всего, чем живёт человек, что попадает в поле его зрения: видимый и предметный мир, жизненные обстоятельства, движения души. Каждый прожитый день – это новые переживания и раздумья о своей или общей судьбе. Однако писательство не списывание с жизни. Из всего, что в ней есть, извлекаются смыслы, уроки и переводятся на художественный  язык. И тогда написанное становится энциклопедией мудрости. Жизненные впечатления не всегда позитивны, но важно, как они осмыслены поэтом. В лучших стихотворениях Л. С. Ашеко всегда есть мудрая, гуманная идея.   Автор приближает нас к решению вечных вопросов «Зачем  мы живём?» и «Как жить?» В разнообразных художественных картинах чётко обозначен вектор, направляющий мысль к главному выводу: жизнь – это бесценный дар, а наши ошибки и слабости могут быть оправданы только раскаянием и творением добрых дел; в вечном противоборстве добра и зла плодотворным в жизни отдельного человека и всего человеческого сообщества  является только добро:

 

«… Всего-то: добром на добро отвечать.

 А зло отвергать, презирая.

 Начнет мировое добро прирастать,

 А зло размываться и таять.

 От каждого что-то зависит – хоть миг,

Хоть самая малая доля!

Утешить ребёнка… Очистить родник…

И всё… Впрочем, вольному –  воля».  («Вольному –  воля»)

 

        Меняется время, появляются новые темы, но убеждение автора не меняется: предназначение человека в том, чтобы преумножать запас духовности:

 

… Но проживая жизни путь,

Своё поймёшь предназначенье:

Исправив, дух в тот мир вернуть,

Где он достоин воскресенья. («К воскресенью»)

 

 В поиске смысла жизни лирический герой Л. С. Ашеко  постоянно обращается к понятиям «любовь»,  «добро», «сострадание», «покаяние», «душа», «совесть», «справедливость», «Бог». Все они напоминают об идеале человека и общества, которого желал бы каждый из нас. На вопрос «Что более ты ценишь в человеке?» Л. С. Ашеко отвечает: «Всего превыше в человеке – совесть» («Тест»). О себе она сказала поэтической формулой: «Как жизнь хотела бы прожить? Добро запомнить, зло забыть». Лирический герой Л. С. Ашеко далеко не идеален. Его терзают муки совести, он оказывается во власти страстей, бывает несправедлив, совершает ошибки, свойственные многим людям. Но он осмысливает свой жизненный опыт, он способен к покаянию, и призыв к высокой  духовности  становится пафосом отдельных произведений и книг в целом. Он передаётся читателю, и хочется быть лучше, чище, духовнее. Как нужно такое литературное слово, такой писатель, который видит своё предназначение в том, чтобы повысить градус нравственного чувства в человеке!

Интересно в названных книгах прозвучала тема искусства.  Признаемся, что осмыслить творческий процесс под силу только сложившейся творческой личности. Приблизиться к разгадке истоков вдохновения, определить цель художественного слова, выразить самочувствие писателя в поиске образного самовыражения пытаются многие писатели. Немало произведений написано об этом в мировой литературе. Но чтобы в поэзии и так много – в брянской литературе это впервые. Чего стоит только цикл стихотворений «Сожги и воскреси» в книге «Под вечным небом». Здесь каждое лирическое откровение дополняет наше представление о смысле творчества новым поворотом мысли, заражает новым чувством. Это целая поэма о «сжигающем» и «воскрешающем» «пламени» вдохновения:

 

О, как прекрасно вдохновенье!

Вдохни в меня –

Твоё послушное творенье –

Поток огня!

Он, как пожар, очистит душу

От сорных чувств…

Негромкий вышний голос слушать

Я научусь.

Прольюсь, наполнившись словами,

Дождём росы.

Сожги меня, святое пламя,

И воскреси! («Вдохновение»).

 

Думаю, что произведения Л. С. Ашеко о творчестве, написанные в разные годы, могли бы составить отдельную интереснейшую книгу.

Поэтический сборник «Код жизни»  вышел в 2015 году. Прошло достаточно времени, чтобы изменились эстетические установки автора, скорректировался смысл и направленность художественных поисков. Просто, чтобы измениться. Но читатель узнаёт любимого поэта. Темы новые, но всё то же беспокойное биение мысли, неравнодушие к происходящему в жизни, то же утверждение духовных ценностей как приоритетных. Л. С. Ашеко удивила другим. Сборник «Код жизни» имеет подзаголовок: «Избранное из неизданного». Это пятьсот стихотворений на 350 книжных страницах! Разные чувства вызывают эти цифры. От восхищения («Оказывается, пишется  намного больше, чем издаётся!») до чувства сожаления («Оказывается, поэт столько писал в стол!») и вопроса («Что мешало опубликовать стихи раньше?»). Писатели Брянщины знают ответ: издание книги сегодня – едва ли не самая большая проблема для нас. Поэтому радуемся за автора: «Всё-таки вышло!» Что, собственно, не удивительно. Л. С. Ашеко имеет бойцовский характер, не падает духом ни при каких обстоятельствах; жизненные испытания как будто лишь укрепляют её целеустремлённость и желание творить. В брянской литературе нет более плодотворного писателя. При этом невозможно определить однозначно, в чём Людмила Станиславовна успешнее – в поэзии или прозе. Кажется, для неё не существует ни тематических, ни жанровых границ. Она свободно чувствует себя в любой литературной  ипостаси. Это, конечно, редкое художественное дарование.

В поэзии – многотемная лирика, сонеты, поэмы, притчи, послания и другие жанры. В прозе Л. С. Ашеко – автор романов, повестей, рассказов, новелл, миниатюр, пьес… Появление каждой новой книги – это всегда значительное событие не только лично для писательницы; оно является вдохновляющим примером для собратьев по перу. У неё есть чему поучиться и начинающим авторам, и мастерам. И вот что важно. Беря в руки очередную книгу Людмилы Станиславовны, мы ждём какого-то открытия. Она не перестаёт удивлять.

          О романе Л. С. Ашеко «Дачный сезон» (2012) было сказано немало в своё время. Произведение многогеройное, каждый персонаж проживает в нём свою судьбу. В романе есть всё: взлёт мечты и крушение надежд; разочарования, смерть, житейские интриги; отзывается эхом война; сложные отношения между родителями и детьми, много любви… Высвечиваются сложнейшие проблемы постперестроечного времени. И совершенно, казалось бы, не связанные друг с другом жизни приводят героев к одной дороге, ведущей к Храму  – символу  возрождения духовности в людях и в целом народе. Роман оказался очень своевременным в содержательном плане. Заметным явлением вписался он в литературный процесс на Брянщине. Л. С. Ашеко доказала, что крупные формы в брянской литературе не изжиты, в противоположность утверждениям скептиков. Романы пишутся. Интересные, раскрывающие психологию наших современников, наполненные духовным содержанием.  Процитирую свои же строчки из предисловия к этой книге: «Считаю роман Л. Ашеко незаурядным явлением в брянской литературе.  Это то произведение, которые очень нужно современому читателю. В нём столько индивидуального и общечеловеческого опыта, что, думаю, и читателю будущего будет о чём поразмыслить. Но именно сегодня  в жизненном пространстве, полном агрессии, роман помогает человеку укрепить веру в  душевные ресурсы, ведущие к добру. Он учит отличать истинные ценности от ложных в такое время, когда средства массовой информации и, к сожалению, литература дезориентируют человека, не имеющего чётких нравственных установок».

          С течением времени моё отношение к произведению ничуть не  изменилось.

И поэзия, и проза Л. С. Ашеко убеждают: творческий процесс безостановочен, если для писателя служение литературе – его жизнь. Значение девятой книги поэта «Крылатые стаи» (2016) также выходит за рамки индивидуальной литературной судьбы. В этом сборнике  представлены поэтические произведения крупной формы: поэмы, венки сонетов, триптихи, циклы. Многие авторы обращаются к этим литературным жанрам, но чтобы так внушительно, убедительно, много – таких примеров, пожалуй, у нас ещё не было. Венков сонетов – 8, поэм – 9, триптихов – 18, еще 5 стихотворных циклов и 17 оригинальных произведений в жанре «рассказы в стихах». Засверкали многоцветно грани литературного таланта Л. С. Ашеко. Каждое произведение достойно отдельного  литературоведческого анализа. В каждом есть впечатляющие художественные находки. Автор раскрывает новые возможности традиционных форм в поэзии, например, сонета. Неожиданна и разнообразна  тематикам сонетов: духовные озарения («Заповеданное»); природа и человек («Сливается душа с природой»); творчество («Подчинение форме»)… Свободно чувствует себя поэт в стихии слова. Личное сплетается с общим, своя жизнь с судьбой поколений. Л. С. Ашеко в который раз представляется   поэтом ищущим, разноплановым, способным удивлять. Хочется выделить венок сонетов, посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны и приуроченный к 60-летию Великой Победы. Высоким гражданским пафосом проникнуты все 15 стихотворений под общим названием «Победа вечно молода». Удивительно, как актуален и сегодня смысл поэтических строк:

 

Ряды смыкают ветераны.

Их судьбы – эпилог войны.

Мы им должны, должны, должны…

Долг не оплачен. Варвар бранный

 

В той, ставшей нам чужой, стране,

Забыв о подвигах солдатских,

Ломает на могилах братских

Металл и правду о войне.

 

Их, словно виноватых, судят,

Марают подвиг светлых судеб,

Пятнают мёртвых имена!

 

Злу не пройти! Достойных много!

Не кончилась за мир тревога,

Когда закончилась война.

     (Сонет 14).

 

                                                                           Читательская аудитория Л.С. Ашеко ничем не ограничена. Одни произведения – для умудрённых опытом людей, другие – для молодых, как, например, поразительный цикл «Мотоциклисты». А в целом перед внутренним взором читателей проходит жизнь человека от рождения до зрелого возраста. Эта книга тоже вобрала богатейший опыт духовной жизни, способный повлиять на самочувствие читателя, облагородить его мысли, пробудить добрые чувства. В наше время, как никогда, нужно помочь людям обрести внутреннюю опору, чтобы не растратить бесценный дар  – жизнь – на её разрушение. Многие стихотворения Л. С. Ашеко могут быть включены в активное чтение школьников.

          Книга прозы «Провинция: дни и дороги» (Рассказы в 2-х томах, 2017) стала мощным завершением творческих усилий Л.С. Ашеко как прозаика в жанре реалистического рассказа. 650 страниц текста, 150 рассказов, написанных за последние 10 лет, – это пример неиссякаемой писательской активности. Знание  насущных российских проблем, «болевых точек» всенародного  бытия – вот основа, на которой строится художественный образ. Л. С. Ашеко верна своему творческому кредо: «Писатель должен идти в ногу с жизнью». Разнообразные судьбы её героев, их характеры – типичны, не случайно в них многие читатели узнают и себя, и своих знакомых. Неповторимый стиль, умение выстроить занимательный сюжет, неожиданные завязки и развязки увлекают, при этом рассказанные истории всегда поучительны.

          Книга-праздник – так хочется назвать сборник произведений Л.С. Ашеко для детей «Капля солнца» (2018). Хорошая детская книжка – это всегда радость, а для поклонников таланта Л. С. Ашеко ещё и долгожданная. Для детей Людмила Станиславовна писала всегда, и не только стихи. В её творческой копилке много рассказов, повестей, пьес. Все они и составили новую книгу.

          В этом сборнике – произведения для читателей всех возрастов. Есть стихи для самых маленьких. Они короткие, веселые, напоминающие народные песенки или потешки: «Козулька», «Серая кошечка», «Муха», «Оса-краса» и много других. В них привлекателен юмор, который хорошо понимают дети:

 

Крокодил кричит Слону:

– Эй, достань-ка мне луну!

– Для чего тебе луна?

– Аппетитная она!  («Крокодилья мечта»)

 

           Нет смысла перечислять то, что вместила в себя довольно объёмная книга. В произведениях всех жанров  легко узнается художественный язык писательницы, её индивидуальный стиль, характерная для неё психологическая наполненность повествования. Очень важно, что автор стремится чему-то научить ребенка-читателя, заставить его задуматься над своим поведением, отношением к друзьям и родителям, природе, чтобы вырасти хорошим человеком. Нигде нет смеха ради смеха. Содержательный юмор – способ нравственной оценки того, что происходит с героями.

          Книгой «Капля солнца» Л.С. Ашеко поддержала замечательную идею  В. Д. Динабургского, который в 2006 году  своей книжкой «Под зелёным абажуром» открыл серию книг «Для семейного чтения». Ему хотелось возродить русскую традицию. Спустя двенадцать лет аналогичная книжка появилась. В аннотации к ней так определяется цель автора: «сплотить семью, маленьких соседей, учащихся одной школы в кружки любителей чтения, где старшие читают малышам, друг другу, ставят несложные спектакли, проводят литературные игры…» Идею Валентина Давыдовича подхватила его ученица в поэзии – Л. С. Ашеко. Связь поколений не прерывается, и это прекрасно!

          И вот, наконец, открываем книгу «День за днём». 2018 год. Поэтический дневник. (2019). Удивительная мысль – опубликовать стихи, написанные в течение одного календарного года. И чтобы это было именно как дневник: каждый день – стихотворение. Такое придумать и написать могла только Людмила Станиславовна.  

          Стихотворения особенные. В них запечатлены самые яркие, запомнившиеся автору события и чувства прожитого дня. Произведения не успевают «отстояться», потому что уже наступает новый день, чувства меняются, и возникает новое поэтическое откровение. Отсюда впечатление непосредственности поэтического  восприятия, ощущение «живой жизни» у читателей. Автор  спешит поделиться с нами, как прожил он этот, 2018, год, какими переживаниями он был наполнен. И важны, конечно, не события, а именно их оценка, осмысление. Уникальная задача. 365 дней – значит, должно быть столько же стихотворений. Но их больше! Такова интенсивность творческого труда. И заметим, что ритм творчества ни разу не прервался – в череде дней нет ни одного пропуска. А это значит, что автор полон сил, энергии, его не покидает вдохновение и впереди у него ещё много открытий.

          Не только знание жизни, огромный жизненный опыт, привычка осмысливать прожитое, любовь к литературе, природный талант и неравнодушие определяют направление творческого пути. Очень важно, что есть у писательницы чёткое понимание того, кому нужно её творчество, откуда родом её талант и вдохновение и чему нельзя изменить:

 

          СЕРДЕЧКО

Пришла и загляделась в воду –

Родник пульсирует. Живой!

Он создан оживлять природу,

Поить водицей ключевой.

Он – неустанное сердечко –

Добром и щедростью дарит.

От родников рождаясь, речка

Бежит и моет, и поит…

Родник – выносит на свободу

Земную силу без конца.

Спасибо нашему народу

За родниковые сердца,

За всё, что создано руками,

И средоточием ума!

Полна Россия родниками,

Она рождает их сама.

 

          Качество литературного труда Людмилы Станиславовны отмечено высокими наградами. Она лауреат Всероссийских литературных премий: им. Н.И. Рыленкова (2004), им. Ф.И. Тютчева «Русский путь» (2007), им. А.К. Толстого «Серебряная лира» (2017), им Н. Мельникова (2019) и многих других.  

          Много сил Людмила Станиславовна бескорыстно отдаёт просветительской  литературной  работе. Она член Правления областной Брянской писательской организации СП России, заместитель Председателя правления, много лет руководила семинаром прозы, имеет статус наставника молодёжи. Л. С. Ашеко принята в Международный Союз писателей и мастеров искусств, Союза писателей Союзного государства. Член Союза писателей России.

          Трудно перечислить, сколько произведений вышло из-под пера Людмилы Станиславовны. Кроме книг, есть ещё огромное количество публикаций в газетах, литературных журналах, альманахах, коллективных сборниках. А сколько неопубликованных! Три романа, повести, множество рассказов, стихотворений, больше десяти пьес. Опубликована только одна, но какая! Пьеса «Прерванная песня» – о судьбе Анастасии Дмитриевны Вяльцевой. Разделяем надежду автора, что и другие произведения увидят свет.

          Людмила Станиславовна Ашеко – окрылённый писатель, а лучшие её произведения, как чистая родниковая вода, питающая широкую реку нашей родной литературы. Мы желаем в юбилейный день Людмиле Станиславовне  новых художественных открытий, успехов и благополучия на избранном ею пути.

 

Л.Л. Семенищенкова,

Член Союза писателей России

 

 

 

 

 

Читальный зал

Произведения наших авторов

Дмитрий Лагутин. Кое-что о строительстве мостов.

Кое-что о строительстве мостов (Верлибрический очерк-эссе о поездке в Шанхай)   С чего начать мой

АНАТОЛИЙ ОСТРОУХОВ ТРЕУГОЛЬНИК

Треугольник                        1 Рождать способных продолжает   Россия славная моя! Растить талант, преумножая, – Закон

Анатолий Остроухов Мы памяти вахту несём

Мы памяти вахту несём…                 Ф.И. Тютчеву посвящается Как тихо сегодня над Брянском, Но

Анатолий Остроухов Равняюсь я на земляков великих

Равняюсь я на земляков великих…   «Ты знаешь край, где всё обильем дышит?..» – Вопрос нам