Брянские писатели глубоко скорбят в связи с кончиной Анатолия Евгеньевича Киселёва и выражают искренние соболезнования родным и близким покойного.
А. Киселёв: «и, может, память обо мне – две-три строки»…
28 марта 2021 года после тяжёлой болезни ушёл из жизни замечательный поэт Анатолий Евгеньевич Киселёв. Возраст в 65 лет не так уж и велик. Ему бы ещё жить и жить, творить и творить, но судьба распорядилась иначе…
При жизни Анатолий издал лишь один сборник стихов, который (вовсе не случайно) назвал «Странник». Это – его самоощущение, воплощённое в художественном образе.
Литературный псевдоним Анатолия, под которым он хорошо известен читателям интернет-сайта Самиздат, где размещены все его стихи (http://samlib.ru/k/kiselew_a_e/), — Улисс. Это второе, озвученное в латинском варианте имя великого скитальца античности Одиссея. Псевдоним как нельзя точно отражает суть творчества Анатолия, ведь тема дороги — главная тема его произведений. Однако Улисс (главный лирический герой и практически соавтор Киселева) — не совсем Одиссей. Другое имя скрывает под собой иное содержание. Одиссей — путешественник поневоле, дорога его томит и не отпускает. Киселева-Улисса дорога манит, а томит невозможность уйти по ней. У него была вполне оседлая, инженерная специальность, не требующая перемены мест и, более того, не отпускающая его надолго от дома. Оба они — и Одиссей и Улисс — невольники обстоятельств. Один — тех, которые не позволяют вернуться, другой тех, которые не дают возможность уйти. И если Одиссей стремится вырваться из поэтики окружающей его ирреальности в обыденность, то Улисс — освободиться от реальности и уйти в мир, существующий за гранью воспринимаемого.
Скитание его лирического героя по литературным стезям — это отражение авторских исканий способного тронуть душу созвучия. Он сам признаётся в одном из своих стихотворений, что творческое скитальчество — это движение навстречу стихам: «Я ухожу — вдогон ветрам И поперёк преградам, Я ухожу — навстречь стихам, Опричь докучным взглядам».
Но сказать, что Анатолий обитал исключительно в виртуальном мире, было бы неправильно. Он активно участвовал в жизни областной писательской организации. Выступал со своими стихами на творческих праздниках, особенно часто в Овстуге, с которым его сближали не только поэтические, но и родственные узы – род Киселёвых тесно связан с этими местами.
Анатолий глубоко чувствовал слово и понимал его значение. И для него стихи были не просто мелодией, построенной на живой, завораживающей восприятие ритмике, но и отражающей, благодаря мастерски выстроенной форме, глубину продуманного и прочувствованного. Потому при всём уважении к поэтическому слову, он осмеливался возражать даже самому авторитетному свидетельству, восклицая:
«Да кто сказал, что прежде было Слово?
Пусть это утвержденье и не ново —
До истины в нём слишком далеко!
Первична — Мысль. Восстав из немоты,
Не сразу, — о!, мучительно, не сразу, —
Облекшись, словно плотью, — Словом, Фразой,
Она строкой ложится на листы…»
Стихи Анатолия Киселёва, с мастерством и любовью уложенные им «на листы», трогают душу, заставляют сопереживать автору в его поисках предназначения поэта. Всё написанное от лица Странника, в роли которого Анатолий воплощает себя, это монолог уходящего… На протяжении 15 лет своей поэтической деятельности он словно прощался с миром, остро предчувствуя момент расставания с ним, и видя главное своё предназначение в литературе, отсюда и эти слова:
«На последнем листе
оборвутся и строки и сроки,
уходя в никуда
остывающей кровью чернил…
У последней черты
позабудутся ложь и упрёки,
за последней чертой —
только колокол… тот, что звонил…»