Продолжается приём заявок на соискание открытой ежегодной литературной премии имени Ивана Рыжова. Заявки принимаются до 1 июля 2024 года.
Премия учреждена по инициативе Орловской областной организации Союза писателей России постановлением Администрации Кромского района Орловской области от 20 ноября 2023 года № 785 в целях увековечения памяти И.А. Рыжова, выявления, поддержки и популяризации произведений талантливых литераторов, работающих в жанре рассказа.
На соискание премии принимаются литературные произведения в виде книг – сборников рассказов или эссе, написанных на русском языке и изданных в течение двух лет, предшествующих году присуждения Премии. Ограничений для авторов произведений по возрасту, гражданству, месту жительства и месту опубликования произведений не устанавливается.
Заявки для выдвижения кандидатур на соискание премии направляются в отдел культуры Кромского района Орловской области по адресу: 303200, Орловская область, Кромской район, п. Кромы, Пушкарский переулок, д. 1, а также (в формате pdf*) по адресу kromy.kultura@yandex.ru в срок до 1 июля каждого года.
Основанием для выдвижения кандидатур на соискание Премии является ходатайство книжных издательств, творческих профессиональных союзов, общественных объединений, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления Российской Федерации.
Иван Алексеевич Рыжов
Иван Алексеевич Рыжов родился 19 апреля 1936 года в деревне Коровье Болото Орловской области. В 1949 году семья Рыжовых переехала в город Орёл, здесь Иван окончил среднюю школу.
После службы в рядах Советской Армии на военно-морском флоте, Рыжов работал на орловском заводе приборов – слесарем, контролером ОТК, освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ завода.
С 1961 по 1974 год работал в газете «Орловский комсомолец»: сначала сотрудником, затем редактором. Позднее – председателем Комитета по телевидению и радиовещанию при Орловском облисполкоме.
Первые рассказы Рыжова были опубликованы в 1964 году. Будучи студентом Литературного института им. А.М. Горького, Иван Рыжов был принят в Союз писателей СССР по рекомендации Е.К. Горбова в 1967 году, сразу после выхода первых двух сборников рассказов: «Под одной крышей» (Москва: Советский писатель, 1967) и «Открытие» (Тула: Приокское книжное изд-во, 1967).
В дальнейшем в московских, тульских и орловских издательствах выходили книги Ивана Рыжова: «Последний корень» (1968), «Вратарь Сашка Катуков» (1970), «Кинь грусть» (1971), «Горькая рябина» (1976), «Звёзды в травах» (1984), «Длинные дожди» (1989), «Звезда любви приветная» (1989), «Зеркало» (1992), «Аринкин хутор» (1994), «Позднее свидание» (1996), «Встреча» (2000), «Проза жизни» (2005). Рассказы Ивана Рыжова из книги «Последний корень» в 1973 году были переведены на болгарский язык.
Его произведения печатались в центральных литературных журналах: «Наш современник», «Молодая гвардия», «Роман-газета», «Роман-журнал ХХI век»; некоторые из них были включены в хрестоматию для школ и вузов «Писатели Орловского края ХХ век». По рассказу писателя «Запах земли» в 1979 году на киностудии «Мосфильм» был снят короткометражный цветной фильм «Блажной», главную роль в котором сыграл известный актёр Георгий Бурков.
С 1987 по 1989 год Иван Алексеевич Рыжов возглавлял Орловскую областную писательскую организацию.
И.А. Рыжову было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», писатель награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За трудовую доблесть»; неоднократно отмечался Почётными грамотами Союза писателей России, администрации Орловской области и областного Совета народных депутатов. Иван Алексеевич стал первым лауреатом Всероссийской литературной премии имени И.А. Бунина (1994), лауреатом юбилейной Пушкинской премии администрации Орловской области (1999).
Писатель Иван Рыжов, известный ярким и точным описанием жизненных ситуаций в миниатюре, был признан литературным сообществом России одним из лучших мастеров современного рассказа и долгое время входил в состав Высшего творческого совета Союза писателей России. Высоко ценили творчество писателя такие известные мастера слова как Пётр Проскурин, Василий Белов, Валерий Ганичев, Евгений Носов, Юрий Казаков. Один из ведущих советских и российских литературных критиков Виктор Чалмаев называл Ивана Рыжова «даровитейшим продолжателем бунинской сердечной темы, темы Родины».
Умер Иван Алексеевич Рыжов 21 февраля 2006 года, похоронен на Троицком кладбище в Орле.
О замечательном русском писателе Иване Рыжове едва ли кто-то скажет лучше, чем его коллеги, орловские писатели, хорошо его знавшие, много лет работавшие бок о бок с этим талантливым человеком.
Анатолий Загородний:
«Проза Ивана Рыжова располагает к печали, к грусти и думе, высокой думе…
То, как она сделана, вызывает восхищение.
Любопытно, что собственные его восхищения, упования, надежды и радости полны печали.
Это пушкинское – «Печаль моя светла…»
Полагаю, Рыжов также труднопереводим на чужеземные языки, как и Пушкин.
Как всё искони русское, как всякое чисто национальное явление…
«Кроткий убогий день. Был – не был. Гостил – уехал. На серо-зелёном лугу стоял, прядал, густо ржал золотой конь».
Душа восхищается! Сердце изнывает в сладости!
Что же произошло?
Здесь, наконец-то, пера и бумаги коснулась вечность. Здесь свет и дух побежал… Явился же предвестник, обольститель, создатель! Слова явлены в какой-то первобытной красе и силе, в какой-то заговорённости и завороженности, когда они были почти одно с природой, с душой, с космосом. Кажется, ещё усилие и они дойдут до той первозданности, до того состояния, когда слово означало – Бог. И обретут ту силу дыхания, любви и обольщения, которой созидался мир – в свежести и чистоте. Словом он был сотворён!»
Владимир Ермаков:
«Штрихи» Рыжова — улыбка чеширского кота, хлопок одной ладони, они не принуждают к морали, но вынуждают к мышлению. Рыжов вовлекает в восприятие, учит двигаться в пустоте. Непривычный читатель недоумевает: а что мне тут делать? — Живи. — Нет, вы мне скажите, что такое хорошо и что такое плохо! — Сам разберёшься, не маленький… И худо-бедно разбираешься. А рассказчик не столько рассказывает, сколько умалчивает; стоит за плечом и дышит, отточит точку и запнётся на запятой, потопчется на многоточии – и исчезнет, оставляя тебе право досказать всё по-своему».
Юрий Оноприенко:
«И кого нам любить, как не Рыжова? И кому кланяться?
Когда в доверительном разговоре он кладёт ладонь себе на затылок (то его, только его жест) – это значит, что переполняет Рыжова безмолвный восторг, удивление перед чьей-то ласковой строкой.
Как он умеет восхищаться! Как нежно он говорит об акварельном слове Игоря Лободина… Или о словесной акварели Юрия Казакова – о плавных росписях чувств, тихих и неумирающих, уверенно проросших в вечность, струящих глубокий запах истины.
По Казакову и Бунину Иван Рыжов различает родные души – так по затеплившимся огням озябший мореход различает родные корабли в плотном безжизненном тумане».
Василий Катанов:
«Много написал Иван Рыжов о деревне печального и горького, с болью и сочувствием – о старушках, глубоко верящих в красоту бытия, не убитых заботами и невзгодами. И нарисовал в творчестве своём солнечный образ России, идя вслед за великим своим наставником И.А. Буниным. <…> Уже первый рассказ «На покосе» из книги «Под одной крышей», написанный по личным впечатлениям, перекликался с «Косцами» Бунина. Но лишь перекликался. Уже в нём царило своё, пережитое-перечувствованное. Иван Рыжов строг к себе, благоговейно влюблён в своего учителя, в то же время питается прежде всего соками жизни, черпает из собственного опыта».
Виктор Дронников:
«Иван Алексеевич Рыжов, русский писатель, мне радостно о тебе писать. И юность, и молодость наша шла рядом, почти по одним тропинкам, одним улицам. <…> Оглядываясь назад, я хотел бы твоим верным читателям и друзьям сказать о тебе не только поздравительные слова, а слова благодарности за верность русской прозе, в которой ты заслуженно занимаешь место одного из лучших в отечественной литературе рассказчиков. Ты с самого начала своего творчества выбрал трудный, долгий, но плодоносный путь подвижников русского слова. Имена Чехова, Бунина всегда были тебе путеводным светом. С каждым новым рассказом крепло, наливалось соками и запахами родной земли твоё самобытное художественное слово.
И посвящено твоё творчество простым людям земли русской. В твоих книгах живут, любят, страдают честные, отзывчивые на доброту люди русской глубинки — неразбавленные орловцы, как ты их сам ласково и гордо называешь. А с какой нежностью ты пишешь о русской женщине! Чего стоит только один маленький рассказ о бабушке Фросе. <…> Нужно иметь большое сердце, чтоб так писать. Ты, Иван Алексеевич, никогда не отстранялся от людей обиженных, ты всегда был и остаёшься рядом с ними. Они — твоя забота и опора. И ты доказал это своим глубоким русским художественным талантом».