— Николай Фёдорович, мы планировали провести с вами он-лайн встречу, но начавшиеся сбои в работе хостинга внесли свои коррективы, и чтобы не получилось так, что встреча по независящим от нас причинам оборвётся на полуслове, мы решили обобщить поступившие предварительные вопросы и на их основе провести с вами собственную беседу. Вы не против такого формата? — Считаю уместным всё, что поможет донести до членов СП России и наших читателей принципы работы нашего секретариата и моё личное видение тех или иных ситуаций. — Тогда начнём с того, что изначально явились поводом для этой нашей встречи: прошло два года с тех пор, как вы были избраны председателем нашего Союза писателей России…
1. «Жизнь такова, какова она есть»… — Итак, Николай Федорович, много ли раз пришлось пожалеть, что оказались в кресле председателя СП России? — Но не критичное количество раз. Да и не силком же меня усадили в кабинет председателя. Хотя, ещё за десять дней до съезда я не был уверен, что соглашусь на выборы. И даже за день до съезда, перед самым Пленумом, я приезжающим делегатам откровенно сказал: «В администрации Президента есть своё мнение по будущему председателю. Если вы сочтете необходимым, чтобы я, в интересах дела, снял свою кандидатуру, сделаю это прямо сейчас». А в здании Союза в это время — грохот и разруха, мы ходим по жердочкам, отопления нет, со всех сторон то, что называется наездами. Через несколько минут ко мне в кабинет зашла делегация: «Если вы снимете свою кандидатуру с выборов, мы выдвинем до десятка кандидатов от регионов, голоса распылим, и съезд, к которому столь долго готовились, провалим». — Как сказал поэт Владимир Костров, «жизнь такова, какова она есть, и больше ни какова…» И получается, что статьи расходов есть, а доходов нет. Но для полноты картины все-таки сообщите нам, сколько и за что наш Союз «должен» государству. — Понимаю вашу иронию. Должно быть если не наоборот, то хотя бы на реалистичных началах. Но на сегодня мы ежеквартально должны Москве 138 тысяч рублей одного только земельного налога. Добавляйте воду, электричество, тепло, уборку территории, охрану, противопожарку, вывоз мусора, связь и ещё с десяток позиций. В месяц до ста тысяч рублей уходит из Союза писателей в закрома Родины. Это те деньги, которые могли бы пойти на развитие Союза, на поддержку того же сайта, на проведение литературных фестивалей, в конце-концов — на зарплату сотрудникам, которую они не получают. В обратном направлении – от государства в Союз – приходит ноль рублей ноль копеек. — То есть, теперь уже вы не считаете для себя зазорным на судьбу вдруг пожаловаться? — Я констатирую факт. Были предложения, чтобы региональные отделения отчисляли нам хоть какой-то процент, дабы удерживать Комсомольский, 13. Но мы прекрасно понимаем, что в некоторых регионах ситуация ещё хуже, и от таких предложений отказались. Нам, если на то пойдёт, важнее сохранить региональные отделения, чем свой исторический офис в Москве. Хотя, от всего, что было можно, мы уже отказались. А наш офис — это возможность сказать молодым писателям: здесь был Шолохов, Шукшин, Твардовский, Распутин, Юрий Кузнецов… В этом кресле сидел автор гимна страны Михалков. Комсомольский, 13 — намоленное именами место. — Но это ведь только считается, что общественные организации выживают без помощи государства. Например, есть Союз писателей Москвы, которым руководят бывший глава администрации президента С.А. Филатов и бывший министр культуры Е.Ю. Сидоров, и их сайт с гордостью указывает в своих выходных данных, что функционирует при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям… — Мы обратили на это внимание руководителей Агентства. И на то, что средства для проведения совещаний молодых писателей тоже выделяются лишь параллельным нашему Союзу структурам. Но в ответ нам посоветовали довольствоваться любовью к Родине. Так что уже и комментарии, как говорится, излишни. Надежда лишь на то, что всё в этой жизни не только течёт, но и меняется… — Но пока еще всё похоже на то, что в наших чиновниках, решающих судьбу нашей литературы, Сорос жил, Сорос жив, Сорос будет жить. — Я больше года исполнял обязанности председателя в связи с состоянием здоровья В.Н. Ганичева, так что проблемы Союза для меня не стали новостью. Но, одно дело – исполнять обязанности, а другое — получить право на юридическую подпись и отвечать за Союз полностью. — Полагаю, что было весьма приятно разделять радость делегатов, которые и голосовали за вас, и победили. Но каково было понять, что все разъедутся по регионам, а вы останетесь с проблемами уже один на один… — Пока ещё наедине с проблемами я не оставался никогда. Этим и силён наш творческий, наш именно писательский Союз. — Чем запомнились первые дни в кресле председателя? — Кресла не было. Кабинета тоже не было. На Комсомольском, 13 шли ремонтно-реставрационные работы, во время которых по инструкции и технике безопасности в здании вообще не имели права находиться люди. Выделялись машины, чтобы вывезти нас сначала в какие-то помещения на Берсенёвскую набережную, потом в Текстильщики. Но мы понимали: если выедем, то больше сюда не вернёмся. До сих пор удивляемся, как выдержали. Поэтому, первого дня, как такового, не было. Были первые полгода, когда мы реально могли потерять здание. В это же самое время с нас наиболее ретивые, но далёкие от проблем Союза литературные оппоненты требовали каких-то мгновенных стратегических прорывов, концепций, подразумевающих многомиллионные вложения. Но нам даже не пришлось, как Одиссею, приковывать себя к мачтам. Мы изначально не сомневались в том, что нужно всего лишь выстоять. И если Берлин или Париж брали после того, как панфиловцы выстояли у Дубосеково, а гренадеры — у Бородино, то у нас получилось хоть и не столь героически и масштабно, но по такой же схеме… — До съезда и сейчас, спустя два года, вы, Николай Иванов – это разные люди?
2. И снова в атаку пошли литературные власовцы… — Николай Федорович, в последний месяц вдруг озаботилась чистотой наших рядов и вашим авторитетом «Литературная Россия». Что с ней случилось? Уже едва не собирают внеочередной съезд. Вопиют, сигналят всем, что «литературное общество бурлит»… — Ничего, конечно, не бурлит. А выдавать желаемое за действительное — это стиль тех печатных изданий, которые выживают на скандалах, а не на достоверности в отражении литературного процесса. В нашем же творческом Союзе, во всех его отделениях, идёт работа, а не бурление. Ни один руководитель, ни один серьёзный писатель, ни одна группа литераторов не обратили внимания на это газетное «бурление». Сами себя они взвинтили, а теперь хватают всех за рукава — скажите хоть что-нибудь. — Я не заметил ни одного уважаемого писателя на стороне Огрызко. Может быть, в этом и есть результат его отчаяния? — У Союза немало недругов, желающих нашего распада и исчезновения. Но сама жизнь вновь и вновь подтверждает: на самую грязную работу против нас добровольно идут лишь профессиональные коллаборационисты. Или – литературные власовцы, готовые то ли от своей животной ненависти к тому, что повыше них, то ли просто из желания выслужиться перед оруэлловским «старшим братом». — Но вы же не собираетесь закрывать «Литературную Россию»? — Во-первых, у меня на это нет полномочий, у нас решения подобного рода может принять лишь пленум. Во-вторых, у газеты славное прошлое, одно имя Э.Сафонова чего стоит. Его портрет, кстати, висит в приёмной Союза писателей, а вот есть ли в редакции — об этом не слышал. Знаете, когда стало ясно, что Сталин подчинил себе страну? Это когда в приёмной Калинина исчезли посетители. Было время, когда именно в литературных редакциях кипела жизнь, когда они были центром притяжения для писателей. А кто из писателей был последний раз в «ЛитРоссии», кто назовёт её фактический адрес и покажет дверь, которая ведёт в редакцию?
3. Шолохову хватит 20 тыс. руб. на 5 лет… — Николай Федорович, при подведении итогов 2019 года Вы выделили три составляющие работы Союза: открытость, внимание к региональным писательским организациям и работа с молодыми авторами. Эти приоритеты будут видоизменяться в процессе дальнейшей работы? Что осталось за скобками этих трёх позиций? — Деятельность секретариата — это оргработа. А как проявляется внимание к творческой составляющей писательского Союза? — В творческом Союзе при отсутствии финансирования и при минимальном штате сотрудников достаточно трудно определить, где кончается чисто творческая составляющая, где начинается хозяйственная деятельность. Создание комфорта в Шолоховском зале — освещение, шторы, кресла, плазма качественного разрешения, цветы, портреты — это хозвопросы генерального директора или это подготовка атмосферы для проведения творческих вечеров и нашей Литературной гостиной? Отчетность по бухгалтерии — это оргработа или подготовка нормальных условий для творческого общения? Работа Приёмной комиссии — её как оценивать? — Вы ощущаете хоть какие-то изменения в обществе по отношению к Союзу писателей России? В чем это выражается? — Как ни странно, вдруг началась новая волна атак на Союз. Лежали бы сонной тушкой — таким нам были бы и рады. А поскольку градус активности мы в своей деятельности повысили, то сразу же и стали появляться у нас разного рода критики. Мы, конечно, ни от кого не прячемся, приходите, засучивайте рукава, работайте. Но — другая у них задача.
4. «Задрав штаны, бежать за комсомолом…» — Большой блок вопросов — молодёжь и Союз писателей… — К более активной и наступательной работе с молодыми нас подтолкнул съезд. Точнее, статистика, которую мы попробовали обобщить. 6 процентов членов СП России моложе 35 лет — это нормальное положение вещей? У нас оказалось 12 организаций, в которых не было писателей моложе 40 лет. Есть организации, где средний возраст — 68 лет. Мы что, потянем Союз за собой в могилу? Кроме понимания необходимости работы с молодыми, это ещё — и прямая уставная наша обязанность. — Что Вам близко и не близко в творчестве нынешних молодых? — Видите ли вы среди сравнительно молодых писателей тех, кого хотелось бы пригласить в аппарат правления Союза писателей России? — Видим. Ребята все на виду. Совет молодых с чего начался? На одно из первых заседаний секретариата я пригласил А.Тимофеева, В.Попова и С.Бударина. И при всех сказал: отныне сидите здесь, внимайте проблемам Союза, смотрите, как мы их решаем, потому что через несколько лет вы и ваше поколение будете стоять во главе Союза писателей и нам важна преемственность. Так создался СМЛ. Кто-то побаивается — ах, они придут к власти. Так именно мы их сами и должны привести!!! И не ослаблять надо работу с ними, а усиливать. Чтобы им интересно было у нас. Чтобы гордились причастностью к нам. — Вы пропустили Василия Нацентова из Воронежа, Григория Шувалова из Москвы… — Вновь понимаю вашу иронию. На сегодня Василий Нацентов не возглавляет СМЛ в Воронеже, там другой руководитель — и так решили сами молодые писатели, не увидевшие в своём товарище лидера, берущего на себя ответственность. Его многочленство во всевозможных, порой прямо противоположных союзах — это его личная проблема, это проблема отсутствия внутренних убеждений. Так что у СП России, как и у Воронежской организации, нет проблемы Нацентова. Случился некий шум, который уже завтра забудется, а проблемы нет. Химки показали — идут ребята значительно чище, талантливее, работоспособнее, что немаловажно — уважительнее к старшим, благороднее и благодарнее. С такими и работать интереснее.
5. «Я к вам пишу — чего же боле?..» — Что, на Ваш взгляд, самым значительным писателям из нашего Союза писателей России не позволяет преодолеть информационную блокаду? — Принадлежность информационных ресурсов тем, кому проблемы нашей культуры и литературы так же далеки, как оленеводу проблемы выращивания хлопка. Им важнее превратить людей в экономические единицы. На одном из Соборов Патриарх сказал очень точно: народ будет защищать своё Отечество не за удвоение ВВП, а за свои духовные основы. Это первое. И второе — муравьиный уровень подготовки журналистов. Откройте новостной поисковик Яндекса. У всех СМИ одна и та же новость в десятках интерпретаций — все переписывают её друг у друга. Зато когда оказывается, что новость недостоверна, оправдывается только первоисточник. Остальные устремляются вынюхивать новости дальше. Столь же простовата и система попадания в информационное поле. Мне как-то на передаче «Время покажет» сказали: кричите громче и вырывайте микрофон, тогда попадёте в кадр. А по-иному нельзя? Нет, вы же репликанты все у нас. Вот лично я не хочу быть «репликантом». Чувство собственного достоинства подавляющего большинства наших писателей не позволяет им быть известными любой ценой. А сам талант уже ничего не стоит, потому что его место может занять сначала «репликант», а потом и любая «говорящая голова». — Вот я вам зачитаю заданный вам вопрос целиком: «Когда-то Союз писателей России был не просто творческой организацией, а и одним из самых неравнодушных к судьбе страны и народа центров. При Бондареве, а потом и при Ганичеве было много писем с подписями Белова и Распутина, композитора Свиридова, художника Сидорова, актёров Ланового и Бурляева… — Коллективное письмо должно выстреливать однажды или никогда. Помните «Слово к народу» в начале девяностых? Все мы помним. А что помним ещё из коллективного? А практически ничего. У каждого времени есть свой жанр. Давайте вспомним ту же «Будку гласности» времен перестройки. Уж как её таскали по всей стране. — И еще один вопрос из поступивших: «Почему наиболее раскрученные писатели, вступив в Союз писателей России, стараются от него дистанцироваться? Ведь являются же членами СП России Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, да и тот же Мединский… Про Алексея Иванова не знаю, поскольку не слышал, чтобы он говорил о своей принадлежности к тому или иному Союзу. Может быть, творческая жизнь из общественной превращается в частную или какую-то иную, связанную скорее с медийными или политическими центрами, чем с творческими?» — Захар Прилепин создал свою партию, у него другие, чем у нас, задачи. Сергей Шаргунов — мой первый заместитель, и у нас нет проблем во взаимодействии. Члены СП России — министр иностранных дел Сергей Лавров, певец Ринат Ибрагимов, актёр и писатель Владимир Конкин, Николай Дроздов, Николай Добронравов, Михаил Ножкин, митрополит Климент, Николай Рыжков — могу назвать десятки, сотни уважаемых людей, кто Союза нашего не сторонится. Да, работа писателя в большинстве своём требует одиночества. Просто кто-то по характеру более подвижен, более общителен. А кто-то загружен служебными делами. Каждого понимаем, каждого ценим, не подгоняем под одну линейку. Жизнь сама регулирует взаимоотношения писателя и общества и находит оптимальное сосуществование. Те же Распутин и Белов никогда не рвались в руководители Союза, но без них Союз немыслим. — Опять вопрос зачитываю дословно: «Какою Вы видите жизнь Союза писателей России лет через 10 – 15? Верите ли Вы, что однажды дело дойдёт до самой строгой перерегистрации типа переаттестации, и останется в Союзе от силы одна тысяча человек? Может такое произойти?» — В самую строгую перерегистрацию не верю. Нет в творчестве такого эталона, как тот же куб чернозёма. Знаю одну поэтессу, которая издала книгу стихов об отце: один день — одно стихотворение о родном человеке. И гордится, что целый год жизни посвятила папе. А может, лучше бы написала один стих, а не 365… Да и судьи кто при переаттестации? Кому-то нравится любовная лирика, кому-то боевики, кому-то фантастика. Кому-то телеграфный стиль, кому-то философские рассуждения. В творчестве работает химия, атмосфера, а не количество печатных знаков или повторения слова «Люблю Родину». На одном из молодёжных семинаров подрались два слушателя. Причина не в том, что кто-то был патриотом, а кто-то либералом. Вцепились друг в друга по иной причине — кто из них больший патриот Отечества… — Вот, ещё один вопрос: «Не хотите ли проводить в СП России на Комсомольском, 13 регулярные творческие вечера известных современных писателей по типу «Линии жизни» на ТВ «Культура» — с вопросами читателей, с чтением стихов? Можно было бы снимать все это на видео и выставлять в Интернете». — Это хорошая идея. Мы уже провели несколько творческих вечеров в нашей Литературной гостиной в Шолоховском зале — поэтические вечера Н.Дробышевской, Т.Грибановой, В.Дворцова. То есть нам уже не хватает площадки ЦДЛ. Пока эти вечера держат в своих руках сами организаторы, нет единой хозяйки Гостиной. Но думаю, наладится и это. И выйдем в Интернет. Мы ведь наладили с помощью того же СМЛ трансляцию съезда на всю страну через социальные сети и сайт «Росписателя». Сейчас с нами активно работает канал «Союз», вышло несколько передач. Есть опыт Краснодара, который выкладывает в Интернет своеобразные визитные карточки своих писателей. — Следующий вопрос: «Если подходить объективно, СП России ведёт большую работу. Есть большое количество разных мероприятий, есть литературные конкурсы и премии, самая живая связь с регионами. Оживилась работа с молодежью. А вот чего, на Ваш взгляд всё-таки не хватает и что можно было бы ещё сделать в нынешних условиях?» — Я сейчас скажу, что хочу, чтобы писатели ушли из библиотек, и «ЛитРоссия» получит пищу для своего ума на целый месяц. На самом деле, это большое благо для нас, что библиотеки нашим писателям предоставляют аудитории. И мы этим должны пользоваться, а библиотеки благодарить. Но всё дело в том, что для писателей современный мир не должен замыкаться на книжных аудиториях. Люди и, значит, наши литературные герои живут в шахтах, офисах, на стройках, в подводных лодках. Только что приехал из Великого Новгорода, где поисковики умоляли: граждане писатели, почему вас нет рядом, когда ребятишки поднимают останки погибших бойцов Великой Отечественной? Прошлой осенью подняли солдатика, который 75 лет простоял на коленях: как сполз в окоп от смертельного осколка в голову, как засыпало землёй от взрыва — так и простоял в ожидании тех, кто поднимет, наконец, его. Голливуд тратит миллионы долларов в поисках подобного рода сюжетов, засылает сценаристов в самые горячие точки, а потом мы удивляемся, почему в кино всепобеждающая американская армия! Потому, что на креативную индустрию у нас в стране тратится 0,5 % от ВВП, в Европе — 9 %, в Китае уже 14, а в США — ещё больше. — Вопрос: «Из Вашей впечатляющей двухлетней динамики рабочих поездок для встреч с писателями и руководителями регионов, наверняка, что-то запомнилось и отложилось в душе особо». — Поездки в регионы — они не ради самих поездок. По 8 командировок в месяц порой бывает многовато, тем более, когда с самолёта через несколько часовых поясов — сразу на поезд, без заезда даже домой сменить рубашку. Но мы в секретариате видим в этом иное: значительно оживили свою работу большинство регионов! И я еду на уже подготовленную встречу с руководством региона. Встречи проходят в обязательном порядке вместе с председателем регионального отделения, и порой это единственная возможность попасть на приём к руководителю края и хотя бы просто познакомиться лично. В одном городе меня на перроне встретил министр культуры: «Николай Фёдорович, вы планируете поднять у губернатора вопрос с помещением для писателей. Вот ключ. Сейчас едем и смотрим помещение. Понравится — они там остаются. Но первый вопрос в беседе снимаем». В другом месте во время встречи снимаем проблемы с финансированием регионального литературного журнала. Где-то добиваемся того, чтобы в строке бюджета была прописана возможность раз в год посылать в Москву на Пленум или для участия в работе Всемирного Русского Народного Собора регионального руководителя писательской организации. Где-то решаем проблемы по выездному секретариату, где-то по стипендиям писателям, где-то — по оплате коммуналки. Половина поездок — просто в писательские организации: дорогие коллеги, я перед вами, Москва с вами, вы не забыты, готов ответить на любые вопросы или снять какие-то проблемы. Однажды поехал, чтобы просто людям сказать спасибо за их активную творческую работу. Если есть возможность и время, еду и на юбилеи писателей, организаций. — Вопрос: «Вы застали ту писательскую жизнь, которая была при СССР. Что лично писатели и литература потеряли, а что приобрели?» — Сейчас, например, говорят о демографической проблеме в стране. Но не рожденные книги, когда в девяностые годы писатели вместо рабочего стола таксовали, подрабатывали грузчиками — это тоже колоссальная пробоина в культурном пространстве нашей страны. Мне давал рекомендацию в Союз Иван Фотиевич Стаднюк, дружил я с Владимиром Богомоловым. Многие из нас тесно общались с Пикулем, Астафьевым, Алексеевым, Передреевым, Старшиновым. Мы, наше поколение, оказались звеном, которое может более молодым передать дух того героического времени, того великого поколения фронтовиков. Всего лишь через одно рукопожатие, от Шолохова и Твардовского — до нынешних молодых. Хотя кажется, что это уже давно минувшая эпоха. — Вопрос: «Здравствуйте, уважаемый Николай Фёдорович! Меня, как и многих других членов, очень интересует перспектива создания электронного и печатного органа Союза писателей. Есть ли подвижки в решении этого важнейшего вопроса и какие сроки Вы можете назвать? Что мешает и чем мы, рядовые члены, можем помочь? А то мы как сапожники без сапог». — У нас выходила газета «Российский писатель», она и сейчас выпускается по каким-то значимым для жизни писательского сообщества событиям. К сожалению, сами писатели не стали той силой, которая дала бы мощную подписку, а значит, средства на её издание. А другого источника для финансирования у нас просто нет. На что казался могущественным в финансовом отношении МСПС, но едва прекратились поступления им от арендаторов — «Общеписательская литературная газета» тоже закрылась. — Есть ещё вопросы по поводу помощи Агентства по печати и массовым коммуникациям. Просят — ни в коем случае не осеняйте знаком качества СП России ту «булькающую жижу» — так в вопросе читателя, которую поддерживают через гранты и субсидии Агентства Союз писателей Москвы, Российский союз писателей и прочая, прочая союзы. — Я — председатель Союза писателей России. И я буду отстаивать интересы нашей организации. Как живут и чем живут создаваемые на каждом витке событий параллельные структуры – знаю, но это меня мало интересует. Всегда прошу писателей России: гордитесь своей историей и своим творческим багажом. За нами великие имена. Мы ниоткуда не выходили и никого не предавали, мы не меняли своих убеждений и места прописок. Все наши руководители и первые среди первых — Распутин, Белов, Солоухин, Гамзатов и другие великие старики лежат в родной земле. Никто не сбежал, не уехал из страны искать кисельные берега. Пусть попробуют это же сказать о себе литераторы иных союзов. У нас десятки писателей, имеющих национальные звания народных. У нас два Героя труда России, лауреаты Госпремий. — Цецен Балакаев из Питера подметил важность нашего банера, на фоне которого фотографировались, давали интервью писатели во время совещания в Химках. Это ведь правильно и современно — утверждать имя своего Союза. — Цецен Алексеевич прав, это важнейшая составляющая нашей общей работы. А то ведь порой даже на табличках помещений, где находятся региональные организации, нет не то что эмблемы Союза, а даже и просто названия организации. Мелочи играют значительно большую роль, чем нам кажется.
6. О личном, но не лишнем… — Что из прочитанного Вами в последнее время запомнилось и порадовало? — Как ни странно, но напряжённая командировочная жизнь даёт возможность больше читать. В связи со 100-летним юбилеем Ф.Абрамова перечитал его «Чистую книгу». Во время поездки на Донбасс «проглотил» художественную энциклопедию «Сто великих людей Донбасса». Подаренные в регионах книги местных авторов — ещё один способ открыть новые имена, познакомиться с качеством литературы. — И еще в связи с вашей теперешней занятостью коллеги спрашивают, как у вас обстоят дела со своим личным творчеством? Не растворились ли «в раздражении на бесконечные писательские конфликты и благоглупости»? — Сергей Бударин, которого вы уже упомянули, прислал сразу несколько вопросов. — Тема вашего пребывания в плену всегда всплывает. Вот и теперь ваш однофамилец, Геннадий Иванов из Костромы, её затронул, может быть, она для нашего разговора и не совсем уместна. Он спрашивает: как удалось выжить, не сломаться? — К этой теме я отношусь почти спокойно, особенно после того, как написал книгу. Ещё раз всё пережил в строчках прозы — и стало полегче. Но, конечно, бесследно это не прошло. В чём проявляется — оставлю при себе. Хотя даже на этой странице моей биографии до сих пор идут спекуляции: если Иванов вернулся из зиндана, значит, он там и не был, другие ведь не вернулись. Это мой земляк, Евгений Потупов строит в прессе подобные предположения. Но я вернулся благодаря тому, что у меня в друзьях были настоящие офицеры, которые пошли за мной в горы, в банды, под пули и ножи, но вытащили. Дай Бог каждому иметь таких товарищей. Поэтому для меня не существует красивой фразы: «Я бы пошёл с ним в разведку». Главный вопрос должен звучать несколько по-иному: «А пойдут ли в разведку со мной»? — И традиционный вопрос, почти цыганский: чем сердце успокоится? Или спрошу по-писательски: что в чернильнице? — В чернильнице — последние фразы нового романа. Скорее всего, он будет называться «Без права на славу». Это девиз разведки: «Без права на славу, но — во славу Отечества». Люблю таких людей. Мне кажется, сейчас у нас в Союзе, во всех 90 организациях именно такие люди — которые не гонятся за славой, но работают во благо общего дела, во имя Отечества. Спасибо за интервью. Всем читателям сайта, всем друзьям — удачи в жизни и творчестве.
ПЕРВОИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ – САЙТ СП РОССИИ «РОССИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»(ССЫЛКА) |
||
|