- День первый
Седьмого июня две тысячи девятнадцатого года, около шести утра, у станции метро «Киевская» встретились, перезнакомились друг с другом и отправились завтракать в «Макдональдс» три брянских литератора – Максим Ковалев, Анастасия Вороничева и Дмитрий Лагутин. В ближайшие три дня им предстояло быть лицом Брянска на форуме молодых литераторов, организованном Союзом писателей России и Издательским советом Русской православной Церкви.
Позавтракав и потолкавшись в метро, три брянских литератора оказались перед сверкающим в лучах разгорающегося солнца Крымским мостом.
Брянчанин – человек простой. Видит мост – надо перейти.
И три брянских литератора зашагали по Крымскому мосту, фотографируясь, заглядывая в Москву-реку – увидели крупного, с тёмной спиной, сома – и обсуждая последние литературные новости.
Мост кончился, справа прошумел листвой Парк культуры, брянские литераторы перешли дорогу и в тени московских высоток продолжили свой путь к станции метро «Октябрьская» – с тем, чтобы свериться с картой, вызвать такси и поехать по Крымскому мосту в обратную сторону, мимо Парка культуры, Москвы-реки и сома с тёмной спиной, свернуть куда-то, обогнуть что-то и, поблагодарив таксиста, взойти на крыльцо по адресу Комсомольский проспект, тринадцать.
В прохладном холле здания, первый этаж которого занимает Союз писателей России, брянских литераторов встретил генеральный директор СПР, поэт и прозаик Василий Владимирович Дворцов – он был в прекрасном настроении, улыбался, шутил и с воодушевлением рассказывал, что это за здание, каким оно было, какое оно есть и каким будет.
В импровизированном зале ожидания под бульканье чайника уже сидели, обхватив рюкзаки, несколько членов форума. После короткого знакомства брянские литераторы отправились бродить по прохладным коридорам, встретили поэта В.Попова, поэта и прозаика Е.Фахуртдинову, поэта из Ульяновска и поэта из Петербурга; а вскоре вся группа во главе с прозаиком Д.М.Володихиным загрузилась в комфортабельный автобус и отчалила от раскалённой столичной пристани в направлении Боровска.
Боровск встретил группу зеленью холмов, треугольниками крыш, стеклянным, ни облачка, небом – терпко и горячо пахло травами, ругались из-за заборов собаки; группа гуськом протиснулась на край холма и восторженно смотрела вдаль, считая встающие в зеленом море силуэты храмов – семь их или все-таки восемь?
Первым пунктом программы был Боровский Свято-Пафнутьев монастырь. После краткого исторического экскурса группа вошла под своды храма – здесь взял слово отец Макарий (Комогоров), который впоследствии все три дня духовно опекал группу – а затем поднялась на колокольню, с которой Боровск – зелёный, цветущий – точно на ладони лежал. После экскурсии по обители литераторы отправились трапезничать в «Чайную на высоком», а после трапезы, разморённые и притихшие, выехали в Малоярославец.
В Малоярославце автобус остановился у изрытых пулями ворот Черноостровского Свято-Никольского монастыря. После экскурсии по дивному монастырю, полному цветов, посещения храма и гимназии при монастырском приюте, после полдника в просторной и светлой трапезной и небольшого, но очень трогательного концерта в исполнении учащихся гимназии, группа отправилась в духовно-просветительский центр Малоярославца и приняла участие в литературном семинаре, в рамках которого были представлены конкурсные проекты издательского совета РПЦ, прозвучали выступления о роли литературы в процессе духовного развития личности и роли духовного развития личности в процессе формирования литературы. К группе присоединился председатель правления Калужского отделения СПР В. Ф.Терехин.
По окончании семинара группа вернулась в Черноостровский монастырь и была приглашена на замечательный ужин, после которого выехала в Калугу с тем, чтобы расселиться по Оке – в гостинице «Ока».
Расселившись, три брянских литератора в компании с Фахуртдиновой Е. отправились на прогулку по историческому центру Калуги, исходили вдоль и поперёк парк культуры и отдыха (в полной мере оправдывающий свои регалии), посмотрели на то, как прячется за реку уставшее за день солнце, попили газированной воды из автомата, пофотографировались с деревянными скульптурами и отправились в гостиницу – читать стихи и прозу, вслух, с выражением, с ремарками и комментариями. На такой возвышенной ноте закончился первый день прекрасного мероприятия.
Дмитрий Лагутин
- День второй
Второй день нашего пребывания в Калуге начался с конференции «Писатель как живое звено в передаче исторических традиций народа» – центрального мероприятия литературного форума. Для участия в ней в Калужском зале митрополии собралось более ста молодых поэтов и прозаиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Ульяновска, Томска и Улан-Удэ и, конечно же, множество калужан.
Вначале со вступительным словом ко всем присутствующим обратился глава Издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент. Он высказал мысль о том, что настоящая литература не может быть чисто развлекательной и что она должна иметь вневременной характер и пробуждать в человеке всё лучшее.
Вслед за главой Издательского совета выступил его помощник, лауреат Патриаршей Литературной премии Д.М. Володихин, который в своём докладе подчеркнул разницу между бытовой традицией и отразившейся в русской литературе исторической Традицией, в основе которой лежит православие – «сверхценность Русской цивилизации».
Далее заместитель председателя правления Союза писателей России В.В. Дворцов в своём ярком, эмоциональном выступлении обозначил три основных черты подлинно русской литературы. По его мнению, это сострадание, лиризм и нравственная неколебимость автора.
После него слово взял глава Калужской областной писательской организации В.Ф.Терёхин, который высказал надежду на то, что форум молодых писателей станет ежегодным и из года в год будет привлекать новых талантливых участников.
Лауреат премии Леонида Леонова, член СП России, кандидат филологических наук А.Е. Чернова выступила от лица молодых писателей и рассказала о том, как следующий православной литературной традиции поэт или прозаик порой в своих произведениях «доносит весть» о своих забытых коллегах и тем самым помогает возродить интерес к их творчеству. А молодой калужский поэт В.О. Шевяков в своём докладе представил весьма нестандартный подход к разграничению «нормы» и «уродства» в литературе, при этом некоторые его оригинальные замечания, вроде уточнения «писатель – не просто звено в цепи, он – звено в велосипедной цепи», способствовали созданию непринуждённой атмосферы в зале митрополии. Поэтому начавшаяся вслед за его выступлением дискуссия, в ходе которой смогли высказаться все желающие участники форума, была особенно интересной и насыщенной.
В завершение конференции митрополит Климент за чётко выраженную православную традицию в поэзии и активную бескорыстную помощь в проведении форума молодых писателей наградил В.Ф. Терёхина медалью имени св. Епифания Премудрого, а всем собравшимся пожелал «учиться, учиться и учиться!».
Далее участники форума отправились на экскурсию в Оптину пустынь, где узнали немало интересных моментов, связанных с именами Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, в разные годы посещавших эту обитель. С благоговейным трепетом ходили мы по дорогам, которыми некогда прошли великие классики русской литературы, детально точно описанным в «Братьях Карамазовых» Достоевского, осознавая, что это поистине святое место является вдвойне святым для любого российского литератора.
Перед отъездом мы посетили «консульский домик», в котором жил К.Н. Леонтьев, о жизни и творчестве которого нам поведал Д.М. Володихин, после чего все брянцы и некоторые другие участники форума рассказали о своих впечатлениях от пребывания в Оптиной пустыни пресс-секретарю монастыря.
Вечером в Калуге нас ждал сюрприз – целых два переходящих из одного в другое весёлых застолья со стихами и песнями, поэтому день плавно перешёл в ночь, и мы, немного не дождавшись, пока ночь перейдёт в утро, разбрелись по своим гостиничным номерам.
Анастасия Вороничева
- День третий
Утром третьего дня все желающие могли посетить литургию в Калужском кафедральном соборе. Вел её помощник председателя Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента иеромонах Макарий (Комогоров), который сопровождал нас на протяжении всего форума и проводил экскурсии по монастырям.
Главным же событием культурной программы было посещение Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Туда группа отправилась на автобусе, по дороге выслушав увлекательный доклад помощника Главы Издательского совета Русской Православной Церкви, доктора исторических наук Д.М. Володихина о судьбе и трудах Великого князя Московского Ивана III и непростых событиях современного ему исторического периода.
Первой остановкой на пути к обители стало место размещения Памятника Великому стоянию на Угре. Монумент предстал перед нами в виде четырех фигур вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стояли, «сомкнув щиты», охраняя память о славном подвиге русских витязей, отстоявших независимость нашей родины.
Запечатлевшись на фоне скульптурной группы, мы отправились во Владимирский скит, знаменитый своим музеем-диорамой «Великое стояние на Угре 1480 года». Забегая вперед, скажу, что еще ни на один музейный экспонат я не смотрел так долго и увлеченно, как на эту диораму известного художника Павла Рыженко. Но прежде чем мы вошли в музей и познакомились с историей того героического времени, мы оказались во дворе скита перед памятником Ивану III. Отлитый из бронзы князь стоял, подняв вверх правую руку, одновременно как бы благословляя свои полки и преграждая путь неприятелю.
А после была экскурсия по музею: мы увидели образцы оружия и доспехов времен Великого стояния, что-то даже смогли подержать в руках и примерить, посетили зал памяти автора диорамы Павла Рыженко и, наконец, увидели ее – двадцать четыре на почти семь метров захватывающую дух композицию. Трудно было поверить, что художник создал все это всего за два с половиной месяца. Возникло ощущение, что я смотрю фильм, так живо были переданы все детали. Под музыкальное сопровождение русские ратники вне времени обороняли Родину от врага. После мы поднялись на колокольню и увидели Залидовские луга, изображенные автором диорамы, ещё раз убедились в мастерстве художника. Как оказалось, наш экскурсовод по музею был родом из Брянска и, когда мы прощались, он подарил нашей делегации альбом с фотографиями прекрасных окрестностей Свято-Тихоновой пустыни.
Покинув Владимирский скит, мы посетили Монастырь в селе Лев-Толстое и Скит на Святом источнике, где смогли набрать воды и окунуться в купели. Но ничто не вечно, и последний третий день форума подходил к концу. Мы попрощались со всеми участниками, потому что автобус с ними уходил в Москву, а мы возвращались в Калугу, чтобы оттуда отправиться в Брянск. До поезда оставалось несколько часов, и мы решили ещё раз взглянуть на Оку с колеса обозрения, расположенного в калужском Парке культуры и отдыха.
Мы возвращались домой, увозя в сердце очарование Калужской земли, культурно и духовно окрепшие, преисполненные желанием творить.
Максим Ковалев