Брянцы приняли участие в форуме молодых литераторов, организованном Союзом писателей России и Издательским советом Русской православной Церкви.

  • День первый

Седьмого июня две тысячи девятнадцатого года, около шести утра, у станции метро «Киевская» встретились, перезнакомились друг с другом и отправились завтракать в «Макдональдс» три брянских литератора – Максим Ковалев, Анастасия Вороничева и Дмитрий Лагутин. В ближайшие три дня им предстояло быть лицом Брянска на форуме молодых литераторов, организованном Союзом писателей России и Издательским советом Русской православной Церкви.

Позавтракав и потолкавшись в метро, три брянских литератора оказались перед сверкающим в лучах разгорающегося солнца Крымским мостом.

Брянчанин – человек простой. Видит мост – надо перейти.

И три брянских литератора зашагали по Крымскому мосту, фотографируясь, заглядывая в Москву-реку – увидели крупного, с тёмной спиной, сома – и обсуждая последние литературные новости.

Мост кончился, справа прошумел листвой Парк культуры, брянские литераторы перешли дорогу и в тени московских высоток продолжили свой путь к станции метро «Октябрьская» – с тем, чтобы свериться с картой, вызвать такси и поехать по Крымскому мосту в обратную сторону, мимо Парка культуры, Москвы-реки и сома с тёмной спиной, свернуть куда-то, обогнуть что-то и, поблагодарив таксиста, взойти на крыльцо по адресу Комсомольский проспект, тринадцать.

В прохладном холле здания, первый этаж которого занимает Союз писателей России, брянских литераторов встретил генеральный директор СПР, поэт и прозаик Василий Владимирович Дворцов – он был в прекрасном настроении, улыбался, шутил и с воодушевлением рассказывал, что это за здание, каким оно было, какое оно есть и каким будет.

В импровизированном зале ожидания под бульканье чайника уже сидели, обхватив рюкзаки, несколько членов форума. После короткого знакомства брянские литераторы отправились бродить по прохладным коридорам, встретили поэта В.Попова, поэта и прозаика Е.Фахуртдинову, поэта из Ульяновска и поэта из Петербурга; а вскоре вся группа во главе с прозаиком Д.М.Володихиным загрузилась в комфортабельный автобус и отчалила от раскалённой столичной пристани в направлении Боровска.

Боровск встретил группу зеленью холмов, треугольниками крыш, стеклянным, ни облачка, небом – терпко и горячо пахло травами, ругались из-за заборов собаки; группа гуськом протиснулась на край холма и восторженно смотрела вдаль, считая встающие в зеленом море силуэты храмов – семь их или все-таки восемь?

Первым пунктом программы был Боровский Свято-Пафнутьев монастырь. После краткого исторического экскурса группа вошла под своды храма – здесь взял слово отец Макарий (Комогоров), который впоследствии все три дня духовно опекал группу – а затем поднялась на колокольню, с которой Боровск – зелёный, цветущий – точно на ладони лежал. После экскурсии по обители литераторы отправились трапезничать в «Чайную на высоком», а после трапезы, разморённые и притихшие, выехали в Малоярославец.

В Малоярославце автобус остановился у изрытых пулями ворот Черноостровского Свято-Никольского монастыря. После экскурсии по дивному монастырю, полному цветов, посещения храма и гимназии при монастырском приюте, после полдника в просторной и светлой трапезной и небольшого, но очень трогательного концерта в исполнении учащихся гимназии, группа отправилась в духовно-просветительский центр Малоярославца и приняла участие в литературном семинаре, в рамках которого были представлены конкурсные проекты издательского совета РПЦ, прозвучали выступления о роли литературы в процессе духовного развития личности и роли духовного развития личности в процессе формирования литературы. К группе присоединился председатель правления Калужского отделения СПР В. Ф.Терехин. 

По окончании семинара группа вернулась в Черноостровский монастырь и была приглашена на замечательный ужин, после которого выехала в Калугу с тем, чтобы расселиться по Оке – в гостинице «Ока».

Расселившись, три брянских литератора в компании с Фахуртдиновой Е. отправились на прогулку по историческому центру Калуги, исходили вдоль и поперёк парк культуры и отдыха (в полной мере оправдывающий свои регалии), посмотрели на то, как прячется за реку уставшее за день солнце, попили газированной воды из автомата, пофотографировались с деревянными скульптурами и отправились в гостиницу – читать стихи и прозу, вслух, с выражением, с ремарками и комментариями. На такой возвышенной ноте закончился первый день прекрасного мероприятия.

 

Дмитрий Лагутин

  

  • День второй

Второй день нашего пребывания в Калуге начался с конференции «Писатель как живое звено в передаче исторических традиций народа» – центрального мероприятия литературного форума. Для участия в ней в Калужском зале митрополии собралось более ста молодых поэтов и прозаиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Ульяновска, Томска и Улан-Удэ и, конечно же, множество калужан.
Вначале со вступительным словом ко всем присутствующим обратился глава Издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент. Он высказал мысль о том, что настоящая литература не может быть чисто развлекательной и что она должна иметь вневременной характер и пробуждать в человеке всё лучшее.
Вслед за главой Издательского совета выступил его помощник, лауреат Патриаршей Литературной премии Д.М. Володихин, который в своём докладе подчеркнул разницу между бытовой традицией и отразившейся в русской литературе исторической Традицией, в основе которой лежит православие – «сверхценность Русской цивилизации».
Далее заместитель председателя правления Союза писателей России В.В. Дворцов в своём ярком, эмоциональном выступлении обозначил три основных черты подлинно русской литературы. По его мнению, это сострадание, лиризм и нравственная неколебимость автора.
После него слово взял глава Калужской областной писательской организации В.Ф.Терёхин, который высказал надежду на то, что форум молодых писателей станет ежегодным и из года в год будет привлекать новых талантливых участников.
Лауреат премии Леонида Леонова, член СП России, кандидат филологических наук А.Е. Чернова выступила от лица молодых писателей и рассказала о том, как следующий православной литературной традиции поэт или прозаик порой в своих произведениях «доносит весть» о своих забытых коллегах и тем самым помогает возродить интерес к их творчеству. А молодой калужский поэт В.О. Шевяков в своём докладе представил весьма нестандартный подход к разграничению «нормы» и «уродства» в литературе, при этом некоторые его оригинальные замечания, вроде уточнения «писатель – не просто звено в цепи, он – звено в велосипедной цепи», способствовали созданию непринуждённой атмосферы в зале митрополии. Поэтому начавшаяся вслед за его выступлением дискуссия, в ходе которой смогли высказаться все желающие участники форума, была особенно интересной и насыщенной.
В завершение конференции митрополит Климент за чётко выраженную православную традицию в поэзии и активную бескорыстную помощь в проведении форума молодых писателей наградил В.Ф. Терёхина медалью имени св. Епифания Премудрого, а всем собравшимся пожелал «учиться, учиться и учиться!».
Далее участники форума отправились на экскурсию в Оптину пустынь, где узнали немало интересных моментов, связанных с именами Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, в разные годы посещавших эту обитель. С благоговейным трепетом ходили мы по дорогам, которыми некогда прошли великие классики русской литературы, детально точно описанным в «Братьях Карамазовых» Достоевского, осознавая, что это поистине святое место является вдвойне святым для любого российского литератора.
Перед отъездом мы посетили «консульский домик», в котором жил К.Н. Леонтьев, о жизни и творчестве которого нам поведал Д.М. Володихин, после чего все брянцы и некоторые другие участники форума рассказали о своих впечатлениях от пребывания в Оптиной пустыни пресс-секретарю монастыря.
Вечером в Калуге нас ждал сюрприз – целых два переходящих из одного в другое весёлых застолья со стихами и песнями, поэтому день плавно перешёл в ночь, и мы, немного не дождавшись, пока ночь перейдёт в утро, разбрелись по своим гостиничным номерам.

Анастасия Вороничева

  • День третий

Утром третьего дня все желающие могли посетить литургию в Калужском кафедральном соборе. Вел её помощник председателя Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента иеромонах Макарий (Комогоров), который сопровождал нас на протяжении всего форума и проводил экскурсии по монастырям.
Главным же событием культурной программы было посещение Калужской Свято-Тихоновой пустыни. Туда группа отправилась на автобусе, по дороге выслушав увлекательный доклад помощника Главы Издательского совета Русской Православной Церкви, доктора исторических наук Д.М. Володихина о судьбе и трудах Великого князя Московского Ивана III и непростых событиях современного ему исторического периода.
Первой остановкой на пути к обители стало место размещения Памятника Великому стоянию на Угре. Монумент предстал перед нами в виде четырех фигур вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стояли, «сомкнув щиты», охраняя память о славном подвиге русских витязей, отстоявших независимость нашей родины.
Запечатлевшись на фоне скульптурной группы, мы отправились во Владимирский скит, знаменитый своим музеем-диорамой «Великое стояние на Угре 1480 года». Забегая вперед, скажу, что еще ни на один музейный экспонат я не смотрел так долго и увлеченно, как на эту диораму известного художника Павла Рыженко. Но прежде чем мы вошли в музей и познакомились с историей того героического времени, мы оказались во дворе скита перед памятником Ивану III. Отлитый из бронзы князь стоял, подняв вверх правую руку, одновременно как бы благословляя свои полки и преграждая путь неприятелю.
А после была экскурсия по музею: мы увидели образцы оружия и доспехов времен Великого стояния, что-то даже смогли подержать в руках и примерить, посетили зал памяти автора диорамы Павла Рыженко и, наконец, увидели ее – двадцать четыре на почти семь метров захватывающую дух композицию. Трудно было поверить, что художник создал все это всего за два с половиной месяца. Возникло ощущение, что я смотрю фильм, так живо были переданы все детали. Под музыкальное сопровождение русские ратники вне времени обороняли Родину от врага. После мы поднялись на колокольню и увидели Залидовские луга, изображенные автором диорамы, ещё раз убедились в мастерстве художника. Как оказалось, наш экскурсовод по музею был родом из Брянска и, когда мы прощались, он подарил нашей делегации альбом с фотографиями прекрасных окрестностей Свято-Тихоновой пустыни.
Покинув Владимирский скит, мы посетили Монастырь в селе Лев-Толстое и Скит на Святом источнике, где смогли набрать воды и окунуться в купели. Но ничто не вечно, и последний третий день форума подходил к концу. Мы попрощались со всеми участниками, потому что автобус с ними уходил в Москву, а мы возвращались в Калугу, чтобы оттуда отправиться в Брянск. До поезда оставалось несколько часов, и мы решили ещё раз взглянуть на Оку с колеса обозрения, расположенного в калужском Парке культуры и отдыха.
Мы возвращались домой, увозя в сердце очарование Калужской земли, культурно и духовно окрепшие, преисполненные желанием творить.

Максим Ковалев

Читальный зал

Произведения наших авторов

Надежда Кожевникова — о войне

Возьми меня, мой милый, на войну               Возьми меня, мой милый, на войну! Ведь ты

Брянские писатели – о войне и СВО

Стихи и проза брянских авторов на военную тему

Надежда Кожевникова. Мариупольский Хатико

17 марта 2022 года. В Мариуполе идут упорные бои. Местные жители пытаются покинуть город, выставляют

Надежда Кожевникова. Вспомним трагедию Хатыни!

                                 Вспомним трагедию Хатыни!                22 марта 1943 года зондеркомандой (118 полицейский батальон, командир

Надежда Кожевникова. Россия. Провинция. Город Новозыбков.

   1.      1986 год. Авария на ЧАЭС. Нас, несколько женщин с детьми (юго-западные